Как приучить ребенка к домашним обязанностям

Содержание

Обязанности ребенка в семье, или как бороться с ленью подростка

Как приучить ребенка к домашним обязанностям

Можно ли заставить детей выполнять свои домашние обязанности, или это дело невозможное и совершенно безнадежное? Эта статья о том , как бороться с ленью подростка, можно ли достичь каких-то результатов в этом благородном деле, и главное – как их достичь.  Изобретательность детей, увиливающих от домашней работы,  поистине достойна восхищения, ее бы в мирные цели! Однако, то и дело приходится слышать от заискивающего: «Я потом, мамочка, ладно?» до возмущенного: «Я не БУДУ это делать!!!».

   Почему дети не хотят брать на себя часть  работы по дому?! Как заставить их принимать участие в бытовых делах семьи?

  Почему подростки не хотят помогать по дому?

На вопрос «почему?» ответить легче легкого: потому что у них есть более интересные дела! Друзья (онлайн и офлайн), любовь, игры, соцсети…

Нам, взрослым, кажется, что подростки просто ленятся и даром теряют время, но для них все эти занятия наполнены величайшим смыслом.

И я, между прочим, с ними в этом согласна, потому что они занимаются ни чем иным, а поиском своего места в нашем мире доступными для них средствами. Они выходят из семьи в социум, и это для них очень важно.

А попытка мамы (реже – папы) «вернуть в семью» совершенна противоположна вектору их интереса. Даже если этот вектор направлен якобы внутрь себя, (как у подростков-интровертов, тихонь).

Попытка развернуть ребенка  на 180 градусов обречена на неудачу. Цыпленок разбивает яйцо, птенец вылетает из гнезда, волчонок выходит из логова. Как вы себе представляете маму-квочку с таким посылом: «Вернись в свою скорлупу и убери там!», или маму-волчицу: «Сложи косточки в один угол и подмети пол хвостом!»

Животные мудрее: птицы учат летать, а волки – охотиться. Только люди, непонятно почему, стараются удержать детенышей дома, у юбки. Причина понятна — так легче их контролировать и меньше страшно, что они натворят что-то во вред себе.

Зачем родители заставляют детей помогать по дому?

Давайте скажем себе правду, дорогие родители о том, что такое для ВАС домашние обязанности ребенка. Мой вариант (результат наблюдений и подробных расспросов родителей) таков:

  • Родители выполняют семейную программу. «Со мной так поступали, значит, так надо!»
  • Способ взаимодействовать с ребенком. «Воспитывать», показывать свою власть, контролировать, то есть всегда иметь «железный» повод для придирок.
  • Беспокойство за ребенка. «Как же ты жить будешь, если не умеешь стирать носки (пылесосить, складывать игрушки, мыть посуду, выносить мусор…)?!»
  • Стремление облегчить свою взрослую родительскую  жизнь. «Мы все тут живем, почему за порядком должен следить кто-то один?»

Эту последнюю  причину я считаю единственным и естественным основанием, чтобы бороться с ленью ребенка и приучить его к домашним обязанностям.

А с другими причинами стоит разобраться подробнее, чтобы они не создавали лишних «помех» в наших родительских ума.

Выполнение семейной программы 

Я, конечно,   за семейные традиции, уважение к своему роду и прочее. Однако, есть вещи, которые требуют осмысления и адаптации к современным условиям. Домашние обязанности – одна из них. Жизнь ваших детей наверняка не похожа на вашу жизнь в детстве, а детство ваших родителей не похоже на ваше. Почему же требования должны быть одинаковыми?

Часто я слышу такой аргумент: «Меня держали в строгости, у меня были обязанности, и вот я вырос приличным человеком!» А на вопрос, как этот человек относился к родителям в подростковом возрасте, ответ примерно такой: «Родители меня не понимали».

То есть, вас «строили» и не понимали, и вы то же самое делаете с детьми? Зачем? Вы им мстите, что ли? Как в армии во времена дедовщины? Можно, конечно, и так, но если вы любите своих детей и хотите взаимности, зачем слепо повторять то, что вам самим не нравилось? Хотя бы форму измените! Бороться с ленью подростка нужно более тонкими методами, а вот как именно, это и есть основной вопрос, и о нем ниже.

Заставлять что-то делать по дому — это способ взаимодействия родителей и детей

Вторая причина из нашего списка. Иногда родители выбирают такой способ взаимодействия, потому что другого не знают. Об интересах ребенка не подозревают, контакт давно потерян. Как восстановить его — они не знают, но чтобы сохранить какую-то видимость общения  — пристают с требованиями. Скрытый посыл родителя таков «увидь меня, я есть!«

Это еще и способ показать свою власть. Родители нуждаются в отношениях с детьми, причем в отношениях эмоциональных! Проявлять свою любовь не умеют, поэтому находят повод ругаться: «Почему мусор не вынес?!» и пошло поехало…

Ребенок в глухой обороне или грубит и огрызается в открытую. Он только и делает, что придумывает новые отмазки, как бы не делать то, что вы его заставляете. То что вы считаете ленью, на самом деле — сопротивление — борьба за свою свободу. Или, если вы его подавили, грустно подчиняется и мечтает о том счастливом дне, когда же он уедет куда-то учиться.

На самом деле и он и вы нуждаетесь в нормальном общении, и можно выбрать для него более достойный повод, чем без конца указывать ему, что он не подходит под шаблон идеального сына (дочери).

   Беспокойство за ребенка 

Из разряда «как ты будешь жить, если не научишься элементарно убирать за собой?» Выгладит как весьма достойный повод. Но на практике себя не оправдывает.

 Я еще ни разу не видела человека, умершего от того, что он не умел мыть посуду, или пылесосить.

Девушки (да и мальчики!), когда уходят из-под маминого крыла, очень быстро привыкают ухаживать за своей особой: готовить еду, убирать, стирать и прочее.

Моя подруга не умела готовить ничего, кроме яичницы, уехав за мужем в 20 лет далеко от родительского дома, научилась идеальному ведению домашнего хозяйства за год. Спрашивала у подруг, читала кулинарные книги.

Более того, если ваш ребенок ленится вам помогать по дому, и вы постоянно «грузите» его требованиями что-то сделать, этим вы вовсе не воспитываете любовь к этому (как вы, возможно, думаете). а вызываете у него стойкое отвращение к бытовым обязанностям.

Из личного опыта

В этом месте уместно поделиться своим личным опытом. У моей мамы был «пунктик» на уборке. Она заставляла меня поддерживать порядок, и это в основном (с трудом, правда) ей удавалось.

При этом ее аргументы были таковы: «Если ты не приучишься к чистоте, у тебя всегда будут скандалы с мужем!». А вот по поводу приготовления еды, ничего подобного не говорилось, хотя, как известно: «Путь к сердцу мужчины… и т.д.

» Тут она позволяла мне помогать ей, когда я сама хотела, и говорила: «Ты еще успеешь наготовиться, вся жизнь впереди!»

В результате, когда я вышла замуж, у меня действительно были ссоры из-за уборки (я убирала, конечно, но по мнению мужа, недостаточно чисто!), а вот из-за готовки… никогда и никто ни в чем меня не упрекал! Я не считаю себя идеальной кухаркой, но готовлю с вдохновением, а вот убираю до сих пор без огонька…

Так что решайте сами, нужно ли закладывать детям в головы негативные программы. Я все-таки стою на позициях, что будущее само о себе позаботится, а думать нужно о сегодняшнем дне.

Призывая детей к помощи, думайте о своих сегодняшних интересах

Итак, переходим к единственной здравой причине: стремлению облегчить свою жизнь. Похоже на эгоизм, очень похоже! Именно это и не позволяет родителям сказать себе правду: они нуждаются в помощи детей!

Должна сказать, что ничего против эгоизма я не имею. Здоровый эгоизм не дает детям (мужьям-женам, друзьям, соседям, начальникам) залезть нам на голову.

Поэтому давайте честно признаемся, что помощь детей по дому нужна нам для того, чтобы у нас работы было поменьше, а свободного времени (в котором родители нуждаются не меньше детей!) побольше.

И теперь можно плавно перейти к вопросу «Как?».

   Как заставить детей помогать родителям по дому?

  • Воззвать к справедливости. Подростки уважают справедливость, и если вы скажете: «Несправедливо, что всю работу по дому выполняю я. Ты ведь тоже тут живешь!» Из этого может развернуться диалог, в котором вы будете иметь возможность перечислить, что именно вы делаете и предложить ребенку взять на себя то, что он выберет. Согласитесь, это выглядит лучше чем: «Немедленно помой посуду!!!» Всегда нужно дать возможность выбора, тогда человек чувствует себя свободным.

Сюда же: хорошо, если вы не просто попросите помощи, а расскажете о своих чувствах.

Ребенок ведь не знает, что у вас внутри, когда, вы говорите голосом железной леди: «Немедленно убери свою одежду!» А вот если звучит такая фраза:«Мне обидно, что приходится все делать самой, я чувствую себя уставшей и нелюбимой», это совсем другое дело. Помогая вам, он будет чувствовать себя защитником, героем, помощником, а не рабом.

  • Воспитать чувство собственности. Ответственность идет вслед за собственностью, и никогда наоборот!  И возникает только тогда, когда человек знает, что за него(уборку, стирку, уроки) никто не сделает, потому что это больше никому не нужно!

Вы создали дом, он ваш. А ребенок знает, что уйдет из него, поэтому, несмотря на то, что он там живет, как к «своему» он к нему не относится, даже если у него есть комната.

И вот, по поводу комнаты: если вы будете наводить у него порядок и наказывать за его нарушения, ребенок никогда не будет чувствовать за эту  территорию ответственности!

Еще один пример про чувство собственности — это относится и к вещам. Я как-то наблюдала, как подросток (племянник моей знакомой), чистит свои кроссовки. Он  это делал, как девушка макияж перед свиданием! Тщательно,  медитативно, с любовью. Мурлыкал над ними, чуть не вылизывал! «Он купил их на свои деньги. Заработал и купил!» — объяснила знакомая. Все стало понятно.

  • Создать необходимость. Согласитесь, зачем делать, если есть гарантия, что придет мама и сделает? Нужно просто подождать… Ждать-то оно легче!

Ребенок ленится  выности мусор, хотя вы ему об этом напоминаете несколько раз в день, потому что знает по опыту: вам надоест и вы сами вынесете.

А если не делать? В том-то и дело — вам кажется, что это невозможно. Согласна насчет мусора, правда, невозможно(воняет), а вот с другими вещами вполне возможно.

Я, например, иногда практикую «неделание». Я просто перестаю что бы то ни было делать дома — не убираю, не стираю, не готовлю еды. Обычно это длится дня три. Я в это время отдыхаю или занимаюсь творчеством. На вопросы: «Где чистые носки?», «Что кушать?» и прочие, отвечаю «Не знаю». Ворча, дети начинают обслуживать себя сами. А куда деваться?

При этом ни в коем случае нельзя мстить: «Ты ведь вчера не помыл посуду, а сегодня я не хочу!», потому что тогда начнется другая игра, которая называется: «Кто кого больше достанет». Этого допускать нельзя, не конструктивно! Просто давайте себе свободу без всяких причин, как это делают ваши дети.

Дети, они умные. На 2-3-й раз сами проведут параллели и сделают выводы. Если и не сразу отбросят свою лень и начнут помогать, то по крайней мере поймут, сколько вы для них делаете.

Когда моторчик по имени «мама» замирает, и жизнь в доме становится некомфортной, все домашние имеют возможность  оценить объем вашей ежедневной работы.

А если все всегда идет как надо, бесполезно рассказывать, как вы устаете на баррикадах бытовых проблем.

Конечно, в разгар вашего «домашнего пофигизма» может кто-то прийти, и тогда вам, как хозяйке, может стать стыдно. Но это уже совсем другая история… Одна из следующих тем: «Мне стыдно за своего ребенка».

Если вы придумаете что-то новенькое на предмет того, как бороться с ленью ребенка,  делитесь! Мы, родители, должны быть заодно!

Если информация на сайте оказалась полезной, вы можете получать новые советы по улучшению качества вашей жизни на электронную почту! Это удобно!

Удачи!

автор блога
Юлия Головкина

Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы

  • почта juliaisland2008@ukr.net
  • скайп  goloinau
  • телефоны 380952097692; 380677598976
  • Viber 380952097692

P.S. Если статья показалась Вам полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Соответствующая кнопка находится ниже.

Что еще почитать на эту тему?

1 Как приучить ребенка к домашней работе?

2. Инфантильность и самостоятельность

3. Беспорядок в комнате или Властелин Хаоса

4. Классификация родителей

5.Как потерять доверие ребенка?

Источник: http://lifeproblems.ru/obyazannosti-rebenka-v-seme.html

Как приучить ребенка к домашним обязанностям

Как приучить ребенка к домашним обязанностям

17 ноября 2015

Как правильно приучить детей разных возрастов к домашним обязанностям

Воспитание ребенка — процесс трудоемкий и долгий. Как гласит китайская пословица: «Ребенок — гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти». Но как часто родители задумываются всерьез над воспитанием своего чада? Зачастую современные родители занимаются воспитанием своего ребенка весьма пассивно.

Они считают, что достаточно его обеспечивать игрушками, комфортом и питанием. А уж остальное само приложится. Дети растут избалованные и ленивые, и в будущем из них вырастает инфантильный человек, который не приспособлен к взрослой жизни, ответственности и самостоятельности.

Именно поэтому наше государство занимает одно из лидирующих мест по наркомании, алкоголизму, преступности среди населения.

Детям изначально родители вкладывают не ту «программу». Ведь дети — это губка. Что они впитают в детском возрасте, то и получают в жизни. Поэтому задача каждого родителя дать детям достойное воспитание, знания, приучить к труду и ответственности.

И сегодня мы будем говорить как раз о том, как приучить ребенка к домашним обязанностям.

Ребенок не рождается с ленью. Это качество приходит в его жизнь лет с 5-ти, когда он видит, что мама за ним ухаживает, подает ему еду, убирает его игрушки после таго, как он поиграл. Вот тогда уже заставить его делать что-либо по дому весьма проблематично. Поэтому заставлять ребенка трудиться нужно как можно раньше.

Наверное, многие родители замечают, что ребенок до пяти лет активно проявляют инициативу помочь родителям. Но любящие родители пытаются отгородить свое чадо от труда, мотивируя это тем, что у ребенка должно быть беззаботное детство.

Но ведь никто и не заставляет малыша, который только делает первые шаги, брать в руки пылесос и убирать квартиру. Но элементарные вещи нужно прививать ребенку с детства. До трех лет дети легко обучаемые.

Они — зеркальное отражение своих родителей, и если они видят, как мама моет посуду или вытирает пыль, они стремятся сделать это же.

Чтобы приучить ребенка к домашним обязанностям, не следует прибегать к строгости и доминированию. Исключите из своего лексикона по отношению к ребенку фразы: «Я сказала», «Потому что я так хочу» и пр. Если вы хотите вырастить психически здоровую личность, не отягощенную комплексами, подобное общение просто недопустимо. Станьте для него другом, который всегда придет на помощь.

С раннего детства вовлекайте его в мир самостоятельности. Но делайте это легко, непринужденно, без агрессии. Идеальным будет — игровая форма воспитания.

Уже в год малыша потихонечку можно приучать к уборке. Да, его вниманием будет еще сложно завладеть, но, поскольку мама в этом возрасте для ребенка является абсолютным авторитетом, ребенок будет повторять за ней все. Убирайте вместе игрушки.

Рассказывайте ему, почему именно там должна быть его игрушка. Он будет внимать вашим словам, видеть ваши действия и повторять. И так от простого к сложному. Чем взрослее ребенок, тем больше может он помогать убирать в доме. По мере сил, конечно.

Ниже приведен список дел, которые ребенок может делать по дому в определенном возрасте.

Период от 3-х до 6-ти лет

— Сервировка стола. Пусть ребенок раскладывает на столе ложки, чашки. Если вам не понравится, как он выполнил свою работу, переделайте. Но пусть он понимает, что в его дом придут гости, и он, на правах хозяина, должен их встретить.

— Уборка своих игрушек. Об этом говорилось выше. К этому ребенка нужно приучать с тех пор, как он делает первые шаги. Ведь, это его игрушки, его комната. И он должен уметь нести ответственность за свои вещи.

— Уборка постели. Показывайте ребенку, как нужно убирать свою постель после сна. Расскажите ему о том, что кровать должна всегда быть заправленной.

— Складывать свои вещи в шкаф. Конечно, приучить сразу складывать аккуратно вещи в шкаф не получится, но то, что они не должны быть разбросаны, это ребенок должен знать. Каждой вещи — свое место.

— Учиться делать бутерброды. Показывайте ребенку, как мажется масло на хлеб, давайте делать это ему самому. Учите его резать хлеб, колбасу, сыр. Это пригодится в жизни и девочке, и мальчику.

— Самостоятельно выбирать вещи и надевать их. Прививайте с детства ребенку вкус к одежде, учите его самостоятельно одеваться и подбирать одежду соответственно погоде за окном.

— Научите ребенка завязывать шнурки. В пятилетнем возрасте малыш уже должен уметь это делать. Или хотя бы пробовать.

— Приучите к чистоплотности. В три года ребенок уже должен знать, что по утрам и вечерам необходимо чистить зубки и умываться.

— Помогать чистить фрукты и овощи.

— Уход за животными. Если у вас в доме есть домашние животные, приучайте ребенка к тому, чтобы он сам кормил его, менял ему водичку в мисочке. Так ребенок будет учиться ответственности.

Период от 7-ми до 10-ти лет

— Научите его выносить мусор.

— Следить за чистотой личных вещей, чтобы в шкаф он не складывал грязные футболки, не оставлял грязными ботинки и т.д.

— Уборка в комнате. В этом возрасте ребенка уже можно приучать мыть пол в своей комнате, вытирать пыль, убирать в ящиках своего стола.

— Мыть посуду.

— Ухаживать за растениями в доме.

— Сервировать правильно стол.

— Умение готовить бутерброды, яичницу, делать чай.

— Без напоминания родителей ребенок должен самостоятельно следить за своей гигиеной.

— Собирать портфель.

Период от 10-ти до 12-ти лет

— Выносить мусор без напоминаний.

— Уметь вымыть газовую печку, мыть посуду.

— Мыть полы.

— Пылесосить.

— Грязные вещи сразу нести в корзину для белья.

— Наведение порядка в шкафу.

— Самостоятельно ложиться вечером спать и просыпаться утром.

— Делать уроки без напоминаний.

— Вытирать пыль.

— Умение делать себе завтраки.

— Готовить с вечера одежду для школы.

— Гладить свои вещи.

— Кормить домашнее животное и убирать за ним.

— Следить за чистотой обуви и личных вещей.

— Уметь заправить стиральную машинку-автомат и постирать вещи.

— Следить за чистотой своей комнаты.

Вот такие простые правила, что должен уметь делать ребенк. Но помните, сколько вы ребенка не будете приучать к чистоте и уборке, он все равно будет следовать только тому примеру, который будете подавать вы. Бесполезно учить заправлять постель после сна, если вы сами к этому не приучены.

Вместе с ребенком и вы должны учиться всегда дисциплине и самосовершенствованию. Если в семье растет мальчик, то отец семейства должен всегда приглашать его принять участие, если в доме что-то сломалось. Мальчик должен уметь работать с мужским инструментом, и он должен по дому уметь делать всю мужскую работу. А этому нужно учить с детства.

Если в доме растет девочка, приучайте ее к женской эстетике и хозяйственности. Объясните, что наведение порядка — это не просто обязанность, которую необходимо делать спустя рукава. Приучите ребенка любить все, что он делает. И даже убирать можно с любовью. Для чего? Чтобы ему же (ребенку) жилось комфортно и хорошо.

А для этого в ребенке, прежде всего, нужно воспитать любовь и уважение к себе.

Если у вас растут детки-погодки, то пусть старший ребенок учится ухаживать за младшим, помогает вам.

Если в вашей семье будет царить любовь и уважение к каждому члену семьи, тогда не нужно будет прилагать усилия для того, чтобы ребенок помогал по дому. Он будет уважать вас, ваше время и труд. И желание помочь вам проснется в нем самостоятельно. Детей можно воспитывать только с любовью и личным примером.

Источник: https://citywomancafe.com/children/17/11/2015/kak-priuchit-rebenka-k-domashnim-obyazannostyam

Как сделать процесс уборки интересным для ребенка?

Как приучить ребенка к домашним обязанностям

Большинство детей не любит убираться. Вы можете просить ребенка прибрать за собой разбросанные по всей комнате игрушки, а ребенок либо никак не реагирует на просьбу, либо отказывается, либо устраивает истерику.

Это может стать настоящей проблемой, ведь у вас не всегда найдутся время и силы для каждодневной уборки комнат, в которых  ребенок все разбросал.

Ошибки, которые совершают родители, привлекая ребенка к уборке

Некоторые родители повышают голос на своего ребенка из-за усталости, завала на работе и многих других причин. Придя домой и увидев, что комната завалена игрушками, вы можете не сдержаться. Словно этот хаос -последняя капля в этом тяжелом дне. Но, крик отрицательно действует на ребенка.

Если вы хотите привлечь ребенка к уборке, ответственности и помощи, следует поговорить с ним, а не кричать. Лучше пересилить себя и забыть ненадолго об усталости, чем повысить на ребенка голос и не получить никакой ответной реакции, лишь потратив силы, которые и так иссякли.

Бывают семьи, в которых ребенка за непослушание бьют. Это ужасно для детской психики. Каждый ребенок должен чувствовать себя спокойно и уютно в собственном доме, понимать, что в семье его любят и ценят, а также ни в коем случае не поднимут на него руку.

Существует огромное количество способов, как договориться с ребенком мирно. Например, вас ждет более 15 вариантов, как обойти упрямство, капризы и истерики ребенка и привлечь его к нужному делу, в курсе Послушание без криков и угроз>>>

Ни в коем случае не следует обвинять ребенка, называя его бесполезным, глупым, ленивым или безответственным. Ребенок нуждается в поддержке так же, как взрослый, поэтому следует поощрять малыша за проделанную работу, нежели обвинять его, если эта работа не сделана.

Ребенок в любом возрасте будет очень рад, если вы окажете ему поддержку, продемонстрируете свою любовь и ласково попросите о помощи.

Как привлечь ребенка к уборке?

  • Следует показать ребенку список домашних дел, чтобы он сам смог сделать выбор. Например, ребенок выбрал следующие задания: пропылесосить комнату, полить цветы или  помыть посуду;
  • Следует обучить ребенка этим заданиям. Важно учитывать не только индивидуальные предпочтения, но и возрастные особенности ребенка;
  • В три-четыре года ребенок может помочь с маленькими домашними делами, например, отнести предмет на место;
  • Дети постарше могут пылесосить и вытирать тарелки, а также поливать цветы (шесть-семь лет);
  • Дети младшего школьного возраста могут выполнять задания посложнее – мыть посуду, пол, гладить одежду.

Ребенку должно быть интересно заниматься домашними делами. Не потому, что он, выполнив их, например, получит за это деньги. Такой способ не стоит практиковать. Он не эффективный и очень быстро воспитывает эгоизм в детях;

Попробуйте превратить уборку в своеобразную игру. Приучение к любой обязанности всегда будет проходить 4 стадии:

  • Вы делаете это дело сами, вместо ребенка;
  • Вы делаете это вместе с ребенком, показываете как правильно мыть посуду или поливать цветы;
  • Ребенок делает дело, а вы корректируете, мягко указывая на моменты, которые можно сделать лучше;
  • Ребенок выполняет задание самостоятельно, без вашего контроля.

Любое домашнее дело должно пройти все эти стадии обучения. Если вы дошли до второй стадии и затем перепоручили дело ребенку, не контролируя, то можете получить грязную посуду или залитые растения.

Контроль должен быть всегда на первом этапе, пока вы не убедитесь, что ребенок все понял и может успешно делать дело самостоятельно.

Мы в своей семье иногда пробовали такой способ: каждому домашнему делу начисляются определённые баллы. В конце недели идет общий подсчет и на эти балы можно получить бонус: игру на телефоне, прогулка в парк, билеты в кино (кстати, узнайте из статьи о том, как правильно гулять с ребенком>>>

Но такой способ хорошо работает короткий период, а вот для постоянного приучения к домашним обязанностям не очень подходит.

Как было указано выше, использование денег – это неверный способ.

  • Поощрять ребенка нужно добрыми словами, объятиями, совместными играми или прогулками;
  • Иногда можно подарить и новую игрушку или желанный подарок;
  • Но не следует ставить условия: «Уберешься в доме – купим тебе игрушку»; следует покупать обновки, подарив их ненавязчивым способом, словно вы решили сделать подарок без повода: за то, что у них растет такой замечательный помощник;
  • Не следует делать поощрение привычным для ребенка делом. Лучше пусть будет приятным сюрпризом.
  1. Не нагружать слишком сильно;
  • Дети тоже устают в садике и школе. У них есть домашнее задание, свои заботы, им хочется поиграть и отдохнуть. Не стоит навязывать детям уборку, заставлять их прибрать вещи, если родители понимают, что малыш сильно устает;
  • Можно дать ребенку несложное домашнее дело. Вряд ли у ребенка с горой домашнего задания будут силы на глажку такой же горы белья;

Приучение к домашним обязанностям – это не дело одного дня. Будут у вас и откаты назад, а где-то будет радость, что ребенок сам подходит и говорит: «Мама, давай я тебе помогу!». Читайте интересную статью по теме: Как развить самостоятельность у ребенка?>>>.

Настраивайтесь на долгий труд, но и результат будет хорошим – ребенок, который во взрослой жизни не впадет в стресс от того, что нужно самостоятельно выполнять столько дел.

Источник: https://uroki4mam.ru/kak-priuchit-rebenka-k-domashnim-obyazannostyam

Как приучить ребенка помогать по дому: 5 способов от детского психолога и 5 критических ошибок

Как приучить ребенка к домашним обязанностям

Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Всему своё время

Уже с двухлетнего возраста ребёнок способен оказывать посильную помощь по дому. Стоит выделить слово «посильная», поскольку полноценным трудом назвать маленькие поручения сложно. Однако стремление к самостоятельности необходимо всячески поощрять.

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

С двух до четырёх лет

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.

Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.

В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.

От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.

Если ребёнок в этом возрасте будет видеть, как родители трудятся дома и вообще положительно относятся к выполнению различных обязанностей, процесс приучения к труду существенно упростится, поскольку перед глазами будет положительный пример.

Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, с лёгкостью приобретая всё новые и новые навыки. Четырёхлетки уже способны выполнять более серьёзные требования и пожелания.

Например, детсадовцы раскладывают игровые принадлежности по местам после игры, складывают вещи в корзину, кормят домашних животных (меняют воду собакам и кошкам, насыпают сухой корм).

Необходимо активнее приучать ребёнка помогать взрослым при уборке квартиры. Ему вполне по силам бороться с пылью, сервировать стол, раскладывать продукты в холодильнике.

Родителям же необходимо всячески демонстрировать своему чаду, что они ценят его поддержку и благодарны ему.

От шести лет и старше

Совсем скоро ребёнок пойдёт в школу, поэтому крайне важно научить его не просто оказывать помощь при еженедельной генеральной уборке, но и наводить порядок каждый день.

Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:

  • ежедневно заправлять свою постель;
  • убирать игрушки на место;
  • складывать одежду в шифоньер или на стул;
  • ухаживать за домашними цветами;
  • собирать рюкзак в садик или школу;
  • следить за домашним животным, убирать за ним, выводить их на прогулку.

Как уже было отмечено, лучше приступать к приучению с самого раннего возраста, ведь трудовые навыки всегда пригодятся. Но можно попробовать привить любовь к домашним хлопотам и в более взрослые годы. Главное – делать это правильно.

Прежде всего, нужно учитывать предпочтения ребятишек. У каждого малыша уже имеется склонность к какому-либо определённому виду деятельности.

К примеру, одни дети стремятся к упорядочиванию и систематизации, поэтому им нравится рассортировывать предметы по определённым параметрам. Другие любят следить за растениями или пушистыми питомцами.

Таким образом, важно лишь внимательно следить за собственным ребёнком и интересоваться его мнением. Также можно изучить рекомендации специалистов, которые советуют, что необходимо делать, а от чего лучше отказаться.

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.

  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие.

    Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.

  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка.

    Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.

  5. Обязательно хвалите за помощь.

    Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.

  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.

  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд.

    Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.

  5. Не делите виды деятельности по половому признаку.

    Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано.

Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.

И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

Оценка статьи:

(3 2,67 из 5)
Загрузка…

Источник: http://kroha.info/razvitie/psychology/kak-priuchit-rebyonka-pomogat-po-domu

Как приучить ребенка к домашним делам | По Совету Всему Свету

Как приучить ребенка к домашним обязанностям

Бардак в доме, упрямые дети, уставшие и недовольные родители — знакомая картина, не правда ли? Есть способы превратить ваших непосед в союзников на фронте борьбы с беспорядком и грязью! Как это сделать?

Не подавляйте инициативу. Часто маленькие дети подражают взрослым, выполняя их привычные обязанности, но на свой лад: вытирают пыль колготками или складывают в стиральную машину плюшевых зверей.

Не ругайте непосед, позвольте им «помочь» таким образом. На первых порах придется проверять, что натворили дети в своих стремлениях, и даже, возможно, ликвидировать последствия.

Не жалейте сил и времени на это — хлопоты окупятся сторицей.

Начните с малого. Не просите делать все и сразу. Поручите ребенку сначала что-то несложное, например вытереть пыль с полочки. Когда он станет с блеском справляться с поставленной задачей, добавьте еще одно простое дело. Постепенно помощь ребенка станет ощутимой.

Предоставьте свободу выбора. Дети, у которых есть альтернатива, выполняют поручения с большим удовольствием и гораздо лучше, чем из-под палки. Если ребенку не по душе складывание одежды, доверьте ему пылесос, пусть чистит ковры, а вместо мытья пола протрет пыль.

Вдохновляйте личным примером. Не заставляйте ребенка делать домашнюю работу, когда вы сами отдыхаете. Пусть вся семья следует составленному графику и наводит порядок совместно. Ребенок, который моет раковину в ванной и знает, что мама в это время убирается на кухне, будет помогать ей с большей охотой.

Не критикуйте. Даже если ребенок не совсем чисто пропылесосил ковер или отмыл тарелки, похвалите его и не указывайте на недостатки. Со временем у него будет получаться все лучше, а критика может отбить желание заниматься домашними делами раз и навсегда.

Что дети могут делать сами

Кто сказал, что ребятня только мешает маме поддерживать порядок в доме? На самом деле, дети — это самые верные и преданные ее помощники. Доверяйте им несложные домашние хлопоты, это учит ответственности и прививает привычку соблюдать порядок.

Что же могут делать дети в зависимости от возраста?

Один год:

  • вынимать одежду из стиральной машины и приносить маме;
  • складывать вещи в стиральную машину;
  • выбрасывать использованные салфетки и памперсы в мусорное ведро;
  • убирать игрушки.

Два — три года (плюс к тому, что уже освоено):

  • собирать игрушки;
  • заправлять кровать;
  • кормить домашних животных;
  • вытирать пыль с нижних полок;
  • вынимать из посудомоечной машины ложки, вилки, небьющуюся посуду и убирать на места;
  • складывать грязную одежду в корзину для белья;
  • подметать пол.

Четыре — пять лет (плюс к тому, что уже освоено):

  • накрывать на стол;
  • протирать пыль;
  • раскладывать по местам покупки.

Шесть — восемь лет (плюс к тому, что уже освоено):

  • поддерживать порядок в своей комнате;
  • поливать цветы;
  • убирать чистую одежду на место;
  • готовить несложные блюда (салаты, бутерброды).

Девять — десять лет (плюс к тому, что уже освоено):

  • чистить ванну и раковину;
  • помогать готовить еду;
  • мыть посуду;
  • разгружать посудомоечную машину;
  • чистить столовое серебро;
  • пылесосить;
  • подметать полы;
  • убирать территорию вокруг дома.

С одиннадцати — двенадцати лет детей можно обучать взрослым делам:

  • готовить еду на всю семью;
  • мыть окна;
  • протирать мебель;
  • мыть полы;
  • стирать и развешивать белье.

Играем и воспитываем

Разбросанные игрушки рассортировать просто: все медведи и зайцы идут вместе на день рождения, машинки едут в гараж, а кубики отправляются спать в большую коробку. Если не хватает какой-то детали или карточки от лото, соберите в путь поисковую команду: выдайте участникам подзорную трубу и пообещайте вместе поиграть, когда найдется пропажа.

Можно предложить детям прогуляться по дому с корзинкой и отыскать то, что потерялось. И конечно, стоит периодически напоминать непоседам, что в грязный дом новые игрушки и гости с подарками никогда не приходят. Такая забава будет полезна малышам и сформирует не только привычку убираться, но и приучит к организованности и самостоятельности.

Мама будет намного больше успевать, если чадо без напоминаний сделает все необходимое. Чтобы это вошло в привычку, смастерите коллаж с простыми и понятными напоминаниями. Сделайте в детской специальный стенд, на котором оформите дневной режим малыша в картинках.

Например, циферблат со стрелками на определенном часе суток и действия сына или дочки: ребенок умывается, чистит зубы, одевается, завтракает, моет посуду — утро; гуляет, моет руки, обедает, спит — день; играет, собирает игрушки, ужинает, купается, спит — вечер.

Увеличивая для малыша количество обязанностей по дому, расширяйте права. Например, разрешите ему позже ложиться спать либо выбирать в магазине какую-нибудь мелочь или что-то вкусненькое. В этом случае ребенок будет воспринимать домашние дела не как наказание, а как непременный атрибут взросления — малыш вырастет зрелым и ответственным человеком.

    790      

Источник: http://po-sovetu.com/kak-priuchit-rebenka-k-domashnim-delam/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.