Педагогический прикорм: как правильно организовать

Содержание

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: основные правила

Педагогический прикорм: как правильно организовать

Введение прикорма в рацион ребенка иногда заставляет родителей поволноваться. Как правильно приучить малыша к обычной «взрослой» пище, чтобы не навредить его желудочно-кишечному тракту?

Существует две общепринятые схемы прикорма, хотя педиатры признают только одну.

  • Педиатрический прикорм — постепенное введение продуктов в рацион ребенка. Возможно изменение очередности введения тех или иных продуктов в зависимости от веса грудничка и его особенностей. Особенностью является отдельное приготовление блюд и их измельчение до однородного пюре.
  • Педагогический прикорм — в рацион ребенка не вводится какой-то отдельный продукт. Это скорее ознакомление со взрослой пищей. Не требуется отдельное приготовление блюд. Кроха постепенно адаптируется к той пище, которую употребляют его близкие.

Подробнее о педагогическом прикорме

Выборочное чтение может дать искаженную информацию. Поэтому основные принципы сформулируем вкратце здесь.

  • Педагогический прикорм вводится не ранее 6 месяцев.
  • Ребенок ест вместе с мамой или папой, сидя у них на руках.
  • Еда для прикорма берется из маминой тарелки, куда она попадает из общей кастрюли (отдельно готовить не надо!).
  • В первое время крохе даются микродозы еды — размером с маленькое пшеничное зернышко, просто чтобы попробовать.
  • Еда должна быть разнообразной.
  • Еда должна быть невредной (никаких копченостей, полуфабрикатов или беляшей из местной чебуречной).

Всем ли детям подходит педагогический прикорм?

Сегодня педагогический прикорм — довольно модное словосочетание. Но применять такую схему введения взрослой пищи можно далеко не ко всем деткам.

  1. Педагогический прикорм можно предлагать только тем детям, которые находятся на грудном вскармливании по требованию. Ребенок должен получать грудное молоко так же часто, как и раньше — по первой просьбе. Обязательны ночные кормления. Педагогический прикорм не предполагает постепенное замещение кормлений на полноценную еду. Основная пища — грудное молоко, остальное — только ознакомление.
  2. Детям, склонным к пищевой аллергии, рекомендуется педиатрический прикорм. При педагогическом очень сложно отследить, от какого продукт у вашего чада появились высыпания. Даже если мама ест те же самые продукты, существует вероятность аллергии у ребенка (хотя и довольно низкая).
  3. Если малыш не удвоил свой вес к полугоду, возможны проблемы с желудочно-кишечным трактом. Только педиатр по результатам осмотра и анализов может рекомендовать схему прикорма. Скорее всего, она будет отличаться от общепринятой схемы, чтобы учесть все особенности вашего малыша.

Подготавливаем ребенка к педагогическому прикорму

Основное привило педприкорма — приучаем к еде постепенно. Начиная с трех-четырех месяцев мама или папа берут малыша на руки во время еды. Грудничок не участвует в процессе, просто наблюдает. Не стоит брать кроху за стол при каждом принятии пищи, 1-2 раз в день вполне достаточно.

Считается, что таким образом ребенок знакомится с культурой принятия пищи. Также малыш изучает предметы, которые используются для еды. Он замечает, что пьют родители из чашек, суп едят ложкой, а хлеб — руками.

Взрослые не балуются едой, не размазывают ее по столу и т. д. К сожалению, нет никаких гарантий, что ваше чадо так делать не будет. Пример должен быть, но все малыши стремятся к познанию.

Главное — их в этих действиях не поощрять.

Когда ребенок готов к прикорму?

Основное правило — у ребенка должен появиться пищевой интерес, но не раньше, чем в 6 месяцев. До полугода вводить какой-либо прикорм не рекомендуется. Как выглядит детский пищевой интерес? Малыш начинает тянуться к еде. Если вы даете ему вместо еды игрушку или салфетку, он их выбрасывает и требует пищу. Если даже грудное кормление не помогает отвлечь ребенка — значит, пора.

Откуда берется такое ненасытное желание что-то попробовать? В желудочно-кишечном тракте ребенка начинают дозревать ферменты для переваривания пищи. Такой нагрузки, как грудное молоко, им уже мало. Тогда они начинают передавать сигнал в головной мозг — срочно нужна еда! И малыш начинает ее искать и требовать.

Не менее важно, чтобы кроха достиг определенных умений:

  • мог донести еду до рта (рукой или ложкой);
  • помещенную в рот еду мог проглотить или выплюнуть, если она ему не понравилась,
  • гаснет выталкивающий языковый рефлекс, и теперь помещенная в рот пища может пережевываться деснами.

Совет

Нельзя начинать прикорм во время болезни ребенка или мамы. В этот период грудное вскармливание необходимо крохе как никогда, чтобы помочь выработать антивирусную защиту.

Также не рекомендуется начинать прикармливать грудничка во время каких-либо существенных перемен в его жизни (ремонт, переезд, появление зубов у крохи и т. д).

Малышу необходима адаптация к новым условиям в течение 1–2 недель.

Как правильно организовать педагогический прикорм?

Правила организации педагогического прикорма довольно просты.

  1. Ребенок ест ту же еду, что и мама. Если у него нет аллергии на мамино молоко, то нет и на продукты, которые она сама употребляет (хотя бывают редкие исключения).
  2. Кроха во время еды сидит на коленях у мамы, лучше с левой стороны, чтобы не мешать еде.
  3. Еду для малыша не нужно измельчать до гомогенного состояния. Если в вашей тарелке, например, гречневая каша, ребенку предлагается одна крупинка, и он ее проглатывает либо выплевывает назад, раз уж гречка ему не по нраву.
  4. Вся еда дается поначалу в микродозах — размером с пшеничную крупинку. Цель для ребенка — не наесться, а попробовать что-то новое. Если кроха просит еще, можно ему дать микродозу дополнительно, но не более трех раз. Если малыш настаивает, нужно мягко переключить его внимание на что-то другое. Нельзя перекармливать ребенка одной и той же едой, чтобы не пропал его пищевой интерес. Нужно давать разнообразную пищу. Только с 8–9 месяцев объем микродоз постепенно увеличивают, и годовалый малыш получает около двух столовых ложек одного продукта.
  5. Ребенок самостоятельно берет и подносит еду ко рту — ложкой или рукой. Мама только контролирует.
  6. Жидкости также даются малышу в малых дозах. Если ребенок хочет попробовать ваш чай, можно дать ему попробовать пару глотков. Так как кроха находится на естественном вскармливании, считается, что дополнительная жидкость ему не нужна.
  7. Грудное вскармливание не прекращается, и не уменьшается количество прикладываний. Ребенок получает грудь по требованию, как и до введения прикорма.

Совет

Педагогический прикорм возможен только в том случае, если ваша семья питается правильно. Речь не идет о приготовлении на пару или вегетарианстве. Не нужно бросаться в крайности. Просто исключите из вашего питания полуфабрикаты, копчености, слишком острые и слишком жирные блюда.

Совмещение различных схем прикорма

Очень часто педиатрический и педагогический подходы шагают рука об руку. Например, ребенок находится на педиатрическом прикорме, мама варит ему отдельно супчик и кашку, взбивает блендером. Но малыш иногда просит бананчик, хлеб или вылавливает картошку у папы из тарелки. Давая малышу попробовать новые продукты, родители осуществляют педагогический прикорм.

И наоборот, если маме нужно срочно оставить грудничка, который находится на педприкорме, а сцеженного молока нет, она может предложить дать крохе на обед баночное питание или измельченное с помощью блендера пюре. Подкармливать ребенка, который находится на прикорме, смесью нецелесообразно. Если он пробовал «взрослую» пищу, от разового употребления пюре ничего плохого не случится.

Плюсы и минусы педагогического прикорма

У педагогического прикорма есть свои сторонники и противники. И те, и другие могут быть правы относительно одного конкретного ребенка и его семьи.

Плюсы педприкорма

  1. Маме не нужно готовить. Это, наверное, самое большое достоинство для женщины. Ведь ей не нужно тратить дополнительное время на приготовление, можно провести это время с ребенком.
  2. Ребенок сразу привыкает к твердой пище. Не нужно измельчать ее, а также заново приучать малыша есть после перехода от пюре к кусочкам.
  3. Кроха с самого начала учится есть самостоятельно. Мама только помогает ему, ложку он подносит ко рту сам.
  4. Ребенка не надо уговаривать поесть. Сидя за общим столом, он больше интересуется едой, чем в одиночестве. Если же малыш есть не хочет, никто не настаивает. Ему достаточно грудного вскармливания.
  5. Существует теория, что перемолотая пища прилипает к желудку и пищеводу, замедляя ее переваривание. При педприкорме кроха ест сразу кусочками, так что такая проблема отпадает.

Но там, где есть достоинства, можно найти и недостатки.

  1. Есть, одновременно держа ребенка на руках и помогая ему, – сомнительное удовольствие. Нужно контролировать, чтобы кроха ненароком не перевернул тарелку и не размазывал еду по столу.
  2. Так как малыш с самого начала ест сам, еда оказывается на одежде карапуза и его мамы, а также на столе и под ним. Не у всех хватит терпения стирать и убирать по 3–4 раза в день.
  3. Иногда всей семье необходимо исключить из рациона определенные продукты — полуфабрикаты, приправы, майонез и т. п.
  4. Трудно определить, на какой продукт у ребенка появилась аллергия.
  5. Так как микродозы прикорма ребенку нужно запивать маминым молочком, неудобно кормить его грудью за столом. А если у вас гости, то и невозможно. Приходится уходить из-за стола, чтобы уединиться.

Какой прикорм выбрать, конечно же, решать родителям. Но редко кто выполняет все правила той или иной схемы питания. Зачастую мама выбирает то, что подходит ее ребенку и ей. Главное — слушайте свое сердце, и тогда с прикормом у вас не будет никаких проблем.

Источник: http://TheRebenok.ru/kormlenie/prikorm/pedagogicheskij-prikorm-pri-grudnom-vskarmlivanii.html

Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

Педагогический прикорм: как правильно организовать

Столько вопросов в последнее время про особенности  педагогического прикорма: что это за штука такая? Не опасно ли для ребеночка? Каждому ли подходит или есть какие-то ограничения?

Чтобы было проще понять для себя этот процесс — объясню все в этой статье.

Чем отличается педагогический прикорм от традиционного педиатрического. Разберёмся в особенностях знакомства грудничка с новыми вкусовыми ощущениями. Какие существуют преимущества и недостатки педагогического вида прикорма.

Прикорм — что такое?

  • Прикормом называется введение в рацион малыша дополнительных продуктов, с целью знакомства с новой едой;
  • Его вводят постепенно, учитывая готовность ребёнка;
  • ВОЗ рекомендует приучать детей ко взрослой пище после полугода. Позже можно, раньше не желательно, так как ферментная система малыша незрелая;
  • Если ваш кроха на грудном вскармливании, хорошо прибавляет в весе и росте, торопиться с прикормом не стоит, но и запаздывать тоже не рекомендую! При появлении признаков готовности к новым вкусам и консистенциям, имеет смысл начать приобщение ко взрослому столу.

Виды прикорма

В современной практике выделяют два вида: педагогический и педиатрический прикорм. Отличия между ними заключаются в технике, правилах, способах, сроках введения новых продуктов в меню грудничка.

  • Это традиционный способ введения дополнительных продуктов, который берёт начало с советских времён;
  • Врачами разработана специальная таблица, с рекомендуемыми видами блюд, где чётко расписаны: возраст, название пищи, количество в граммах;
  • Подобное обновление рациона постепенно заменяет грудное кормление и вытесняет его совсем к 1 году.

Подробнее о педиатрическом прикорме>>>

  • Существовал всегда и еще 70 лет назад люди бы удивились, что для такого знакомства с продуктами есть такое заумное название;
  • Он основан на постепенном приучении малыша ко взрослому столу на комфортных для всей семьи условиях.

Что такое педагогический прикорм

Если вам интересно, что такое педагогический прикорм, то суть его заключается в употреблении ребёнком тех же продуктов, что едите и вы.

При этом кроха остаётся на грудном вскармливании и оно является приоритетным в режиме питания.

  1. Вы постепенно приучаете малыша к общему столу;
  2. Во время завтраков, обедов и ужинов ваш грудничок наблюдает, как вы принимаете пищу и вы даёте ему крошечную дозу (в объёме рисового зёрнышка) из своей тарелки, внимательно наблюдая за реакцией;
  3. Разумеется, вы должны начать с безопасной дозы, по размеру и консистенции;
  4. Тактика педагогического прикорма основана на осознании того факта, что прикорм — это знакомство малыша с новой пищей. причем, желательно знакомить сразу с той пищей, которую ребенок будет кушать всю дальнейшую жизнь.  Это, конечно, очень кратко.

Мне даже сложно называть это каким-то типом прикорма, поскольку это просто определенный подход к введению прикорма, который можно успешно совмещать с обычным прикормом  в виде пюре.

Главнейший плюс такого подход — ребенок имеет устойчивый и крепкий аппетит на протяжении всей дальнейшей жизни +  хорошее пищеварение и отсутствие проблем с желудком.

Важно! Педагогический прикорм успешно применяют и мамы детей-искусственников. Ведь принципы прикорма и обучение поведению за столом подходят любому ребенку.

Основными целями педагогического прикорма являются:

  • приобщить малыша к семейным традициям принятия пищи (также интересная статья: Семейные традиции и годовые праздники>>>);
  • научить пользоваться столовыми приборами;
  • научить аккуратно кушать и правильно вести себя за столом;
  • сформировать у ребенка хороший аппетит, чтобы исключить насильственное кормление.

задача в педагогическом приёме: не накормить грудничка любыми способами, а познакомить с новыми вкусами и консистенциями еды.

По мере роста и созревания желудочно-кишечного тракта ребенка, вы постепенно увеличиваете дозировку новой пищи. Можно предлагать продукт небольшим куском, который малыш с удовольствием мусолит: яблочко, сухарик, баранка.

Так грудничок учится держать в руках продукт, самостоятельно подносить ко рту, пережёвывать. Обязательно следите за безопасностью.

После года вы уже можете полностью перевести кроху на общий стол.

Плюсы и минусы этого типа прикорма

Педагогический прикорм при грудном вскармливании считается наиболее физиологичным процессом приучения ребёнка к общему столу. Вас может шокировать то, что малышу предлагается не пюрированная еда.

Но подумайте, каким образом вводили прикорм наши прапрабабушки, когда не было ни мультиварок, ни блендеров, ни прочих приспособлений современного века? Вся семья имела единый рацион без различения возраста.

Рассмотрим положительные моменты педагогического прикорма:

  1. Научить пониманию ценности еды. Вы не заставляете малыша кушать.

Замечено, что дети, выросшие на этом типе прикорма, имеют прекрасный аппетит и едят предложенное без копания.

  1. Ощущение и следование сигналам своего организма.  Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей страдают от переедания или тяги к сладкому.   Это полное игнорирование потребностей тела, сформированное в результате советского прикорма.

При педагогическом подходе идет учет такой важной особенности рудничка: ребенок ест, подражая родителям, а не из чувства голода (по крайнем мере в самом начале прикорма).

Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма.

Если в 6 месяцев ребенок с удовольствием пробовал новые вкусы и съедал приличные объемы, то сейчас начинает сжимать губы и мотать головой.

Поздравляю! Вы своими действиями уничтожили пищевой интерес ребенка.

Самое лучшее, что можно сделать — это прекратить попытки накормить ребенка и начать действовать с учетом принципов восстановления и сохранения пищевого интереса.

В советские времена очень часто практиковалось форма манипуляции и насилия в принятии пищи: ложечка за маму, за папу и всех остальных. Такое поведение ведёт к устойчивому регулярному перееданию в дальнейшем и формированию нездоровых пищевых привычек.

  1. Ребёнок  учится жевать и глотать в  благоприятный для этого период.  Суть в том, что у ребенка есть физиологическая программа — научиться жевать и глотать твердую пищу в период с 7 до 9 месяцев. Если этот период упускается, а если вы кормите ребенка пюре, то точно пропускаете этот важнейший возрастной этап, то в дальнейшем сталкиваетесь с тем, что ребенок давится любым кусочком и может есть только пюре.

В моей практике были случаи, когда 2-3 летние дети оставались на питании жидкой пищей или могли есть только пюре, поскольку при попадании хоть малейшего твердого кусочка им в рот, у них начиналась рвота или они поперхивались и давились.

Коррекция такого состояния весьма сложна, требует времен и много терпения от мамы.

Гораздо проще все сделать правильно сразу, особенно сейчас, когда вы  об этом прочитали.

В курсе Азбука прикорма, вас будет ждать подробный блок о том, как правильно знакомить ребенка с кусочками, как соблюсти технику безопасности и как научить ребенка жевать.

Подробнее о курсе смотрите здесь>>>

  1. Приучать к правилам поведения за столом;
  • Этот процесс вы начинаете задолго до прикорма: месяцев с 3 – 4 держите кроху у себя на коленях за столом, сначала он выступает в роли наблюдателя;
  • После полугода, когда грудничок готов к знакомству с новой едой, даёте ему микродозы блюд;
  • Как только малыш научится устойчиво сидеть, устраивайте его в специальный стульчик для участия в общей трапезе (актуальная статья по этой теме: Когда ребенок начинает сидеть?>>>);
  • Можно выдать безопасную ложечку, крышечки с целью изучить предметы. Покажите, как пользоваться столовыми приборами. Также читайте близкую по теме статью: Как научить ребенка кушать самостоятельно?>>>
  1. Вам не придётся готовить отдельное меню малышу. Соблюдая элементарные правила здорового питания, составляете ежедневный общий рацион для всей семьи. Конечно, имеются продукты, которые противопоказаны маленьким детям. Это нужно учитывать и не предлагать.

Важно! Кормить грудью вы можете, как до взрослой еды, так и после. На этапе введения прикорма ребенок может все запивать маминым молоком и это нормально.

Когда вы только начнете  прикорм у вас могут появляться сомнения, трудности и многочисленные вопросы. Это нормально!

Чтобы вам было проще, для всех участниц курса Азбука прикорма я записала практические видео по тому, как и что нужно делать с ребенком за столом.

Вы сможете увидеть, как правильно сидеть с ребенком за столом,

как ребенок кушает кусочки,

как давать еду, чтобы укреплять пищевой интерес, а не разрушать.

Вы увидите видеоразборы прикормов других мам с детьми в возрасте от 6 до 11 месяцев.

Гораздо проще  вводить прикорм по понятным рекомендациям от практика.

Проходите по ссылке, выбирайте вариант участия и до встречи на курсе по введению прикорма!

Источник: https://uroki4mam.ru/pedagogicheskij-prikorm

Вводить или нет педагогический прикорм (7 правил)

Педагогический прикорм: как правильно организовать

Здравствуйте, уважаемые читатели блога. Каждая мама хочет для своего малыша только лучшего. Когда ребёнок подрастает, и наступает пора знакомить его с взрослой пищей, многие мамы задаются вопросом: так ли безопасен педагогический прикорм, и в чём его преимущество?

Основные виды прикорма

Существует два основных метода, по которым ребёнку предлагают ознакомиться с новыми продуктами и формируют его интерес к взрослой пище – педагогический и педиатрический прикорм.

  1. Педагогический прикорм представляет собой процесс поглощения ребёнком блюд, в микродозах, с одного стола с мамой и другими членами семьи. При этом нет необходимости готовить отдельное меню для малыша, он кушает то, что и взрослые.
  2. Педиатрический прикорм – это общепринятый метод прикорма, рекомендованный педиатрами. Ребёнку предлагается новая пища, на первых порах – однокомпонентная, в виде каш или пюре. Этот вид прикорма подразумевает специальное меню для ребёнка, исключающее аллергенные продукты и «взрослую» пищу.

Оба вида прикорма вводятся параллельно грудному вскармливанию и не заменяют, а дополняют его. Педиатрический прикорм является традиционным методом знакомства ребёнка с новыми продуктами и основывается на безопасности и комфортном усвоении пищи для малыша.

Если говорить о педиатрическом прикорме, то он имеет как своих сторонников, так и противников. Доктор Комаровский, известный детский педиатр, считает, что данный метод прикорма является следствием многолетней работы сторонников грудного вскармливания по первому требованию.

Преимущества и недостатки

Следует отметить, что педагогический прикорм имеет как свои плюсы, так и минусы. Среди преимуществ можно выделить:

  • ребёнок знакомится с пищей только после того, как у него сформируется пищевой интерес;
  • нет необходимости заставлять малыша съедать определённое количество пищи за одно кормление;
  • малыш может сам выбрать блюдо, которое хочет попробовать, опираясь на свои вкусовые предпочтения;
  • ребёнок учится самостоятельно пользоваться столовыми приборами и знакомиться с основами культурного поведения за столом;
  • малыш учится жевать твёрдую пищу;
  • у ребёнка формируется стойкий пищевой интерес и в будущем не наблюдается проблем с аппетитом;
  • нет необходимости готовить отдельные блюда для ребёнка.

Помимо положительной стороны, этот вид прикорма имеет и свои недостатки:

  • такой прикорм не имеет под собой научного обоснования и не рекомендуется педиатрами;
  • при нарушении правил прикорма или невнимательном отношении к действиям ребёнка за столом, со стороны взрослых, малыш может подавиться большим кусочком пищи;
  • при проявлении аллергической реакции нет возможности отследить продукт, выступивший в качестве аллергена;
  • обязательное условие этой методики прикорма – переход всей семьи на полезную пищу. Исключаются из употребления жирные, острые блюда, а также полуфабрикаты.

Когда вводить прикорм

Современные педиатры не рекомендуют мамам вводить прикорм раньше, чем ребёнку исполнится 6 месяцев. К полугоду пищеварительный тракт малыша уже достаточно сформирован и готов к знакомству с пищевым разнообразием. И, если педиатрический приём можно уже начинать, то у педагогического есть несколько моментов, которые могут отодвинуть время начала прикорма.

Существуют критерии, по которым определяется готовность ребёнка к началу педагогического прикорма:

  • педприкорм следует начинать не раньше, чем у ребёнка сформируется пищевой интерес. Обычно он уже развит к 6 месяцам, но бывает, что малыш ещё не проявляет правильного интереса к предлагаемым блюдам.
  • ребёнок умеет уверенно сидеть;
  • вес малыша увеличился в два раза по отношению к весу при рождении;
  • выталкивающий рефлекс угасает.

Самым основным критерием, для ввода прикорма, является пищевой интерес. Его можно отличить от обычного любопытства, если посмотреть на поведение ребёнка. Малыш должен тянуться к пище, которую едят взрослые, и не пытаться с ней играть или выкидывать, а положить себе в рот.

При этом малыш не обращает внимания на столовые приборы, салфетки, лежащие на столе. Его внимание должно быть сконцентрировано на взрослых, принимающих пищу и попытках повторить их действия. Если ребёнку не интересен процесс приёма пищи, прикорм рекомендуется отсрочить на некоторое время.

Также не рекомендуется начинать прикорм, если мама или ребёнок болеют, или у ребёнка активно режутся зубки.

Техника педагогического прикорма

Знакомство ребёнка со всем разнообразием продуктов, в среднем, занимает один год. Блюда, которые малыш пробует за общим столом, могут быть разной консистенции. Родители должны внимательно следить за ребёнком, поощряя его желание к приёму пищи, но не настаивая.

Нельзя пытаться накормить малыша с ложечки, лучше дать ему столовый предмет в руку и, на своём примере, продемонстрировать как им пользоваться.

Существует определённая последовательность действий, на которых базируется педагогический прикорм при грудном вскармливании. Таблица правил введения продуктов, как при педиатрическом прикорме, отсутствует.

Ребёнка кормят тем же, что едят все взрослые члены семьи.

Последовательность действий следующая:

  1. Для приёма пищи в семье должно быть определённое место и обеденный стол. Все попытки приучить ребёнка кушать за столом будут тщетны, если кто-то из членов семьи позволяет себе принять пищу перед телевизором или за компьютерным столом.
  2. Мама сообщает ребёнку, что вся семья собирается кушать. Насильно усаживать ребёнка за стол не надо, но, если он проявил желание присоединиться к трапезе, мама берет его к себе на колени за общий стол.
  3. Если ребёнок, вместо приёма пищи, решит поиграть с пищей или столовыми приборами, его не ругают, а спокойно уносят в комнату.
  4. Если ребёнок хочет попробовать какое-то блюдо, то мама даёт малышу микродозу, равную одной щепотке. При отсутствии негативной реакции на новый продукт, спустя пять дней порцию увеличивают до одной чайной ложечки.
  5. За один приём пищи малыш может попробовать до трёх блюд.
  6. В начале прикорма мама может приглашать ребёнка за стол один раз в день, например, на завтрак. Постепенно число совместных приёмов пищи увеличивается до 5-6 раз в день.
  7. Ребёнок кушает с мамой из одной тарелки. Попытки покушать из тарелок других членов семьи пресекаются.

Разнообразие блюд

Еду малыш кушает микродозами. Если после того, как малыш съел положенную норму блюда, но просит ещё – переключите его внимание на другой продукт.

Супы предлагаем малышу двумя способами:

  • обмакиваем ложку в бульон и даём ребёнку облизать столовый прибор;
  • даём столовый прибор малышу в руки и помогаем зачерпнуть и донести до рта содержимое тарелки.

Вторые блюда – каши, пюре, макароны – разрешаем ребёнку самостоятельно захватить и донести до рта.

Чай, компот или сок учим пить из кружки. Для этого наливаем в прибор столовую ложку жидкости и даём малышу выпить. Пусть он самостоятельно опрокинет содержимое в ротик.

Фрукты, хлеб, бублики – ребёнок должен употреблять под строгим контролем мамы. Есть вероятность попадания кусочков твёрдой пищи в дыхательные пути.

Если ребёнок хочет выйти из-за стола, не нужно ему препятствовать. Нельзя допускать, чтобы малыш уходил из кухни с печеньем или другой едой. Так в его сознании укрепится мысль, что приём пищи и кухня – неразделимы.

Аллергия

Правила педагогического прикорма таковы, что при появлении симптомов аллергии, его не прекращают. Эта методика позволяет познакомить детей, склонных к аллергии, с продуктами – провокаторами.

Если у малыша аллергия, например, на гречку – дайте ему одно зёрнышко крупы. Если у малыша непереносимость груш – сварите компот, в пропорции: 1 груша на 3 литра воды.

Такой способ знакомства с аллергенными продуктами актуален, так как: доза аллергена является минимальной, и не может вызвать серьёзных последствий, но её вполне достаточно, чтобы помочь организму адаптироваться к «неудобным» продуктам.

Если у малыша, после введения педагогического прикорма, проявились симптомы сильной аллергической реакции, из рациона семьи изымаются все возможные аллергенные продукты. При дальнейшем прогрессировании симптомов, маме придётся отменить педагогический прикорм. Отзывы опытных мам подтверждают, что такое развитие ситуации редко, но имеет место быть.

Следует учитывать, что запрещено использовать педагогический прикорм, при искусственном вскармливании малыша. В молоке мамы, при кормлении грудью, содержатся ферменты, помогающие пищеварительной системе ребёнка расщеплять и усваивать новые продукты. При искусственном вскармливании ребёнка лучше начинать прикармливать по педиатрической методике.

Выводы

Педагогический прикорм призван познакомить малыша с культурой приёма пищи и разнообразием блюд, которые он будет кушать на протяжении всей жизни. Следуйте правилам и технике прикорма, и ваш малыш в будущем не будет сталкиваться с проблемой отсутствия аппетита и непринятия отдельных продуктов.

Откажитесь от этой методики, если ребёнок находится на искусственном вскармливании, или при введении прикорма у него прогрессирует развитие аллергической реакции, без тенденции к улучшению.

Уважаемые читатели нашего блога, делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях и оставляйте свои комментарии по поводу своего отношения к педагогическому прикорму малыша.

Источник: https://its-kids.ru/pravilnyj-pedagogicheskij-prikorm.html

МайМал

Педагогический прикорм: как правильно организовать

Примерно в полгода в жизни каждого крохи наступает такой момент, когда ему уже для интенсивного роста и развития мало только маминого молока или питательной смеси. Это значит, что пришло время прикорма. Наиболее распространен его педиатрический вид.

Он означает, что в рацион малыша постепенно вводятся только самые «безопасные» продукты и то только по одному виду за один раз. Однако в последнее время специалисты по детскому питанию все чаще рекомендуют педагогический прикорм при грудном вскармливании.

В чем его особенности? И так ли он полезен для растущего детского организма? Давайте разбираться!

Что такое педагогический прикорм

Среди прогрессивных мам все большую популярность приобретает методика естественного родительства. Она подразумевает, в том числе и педагогический прикорм, как исторически сложившуюся систему питания ребенка.

Ведь на заре существования человечества малыш сам начинал обогащать свой рацион по достижению определенного возраста и делал это за счет тех продуктов, которыми питалась его мама.

Целью прикорма педагогического, в отличие от педиатрического является не насыщение ребенка, а пробуждение в нем интереса к самостоятельному питанию за общим столом, основным правилам поведения во время приема пищи и навыкам использования столовых приборов. Кроха должен уяснить, что получить пищу можно и иным, чем из маминой груди способом.

Основными условиями, при которых можно успешно практиковать педагогический прикорм являются:
  1. Малыш находится на грудном вскармливании. В этом случае пищеварительная система крохи получает все питательные элементы и необходимые ферменты с маминым молоком. Поэтому когда они начнут кушать вместе за одним столом, ребенку не будут в новинку многие продукты.
  2. Питание родителей малыша должно быть разнообразным и максимально «здоровым». Это означает, что в рационе семьи должны преобладать свежие и запеченные овощи и фрукты, каши, нежирное мясо. Их очень удобно готовить в пароварках и измельчать с помощью блендеров. А вот от копченостей, острого и слишком соленого лучше отказаться. Тем более предлагать малышу такую пищу нельзя.

В подготовке рациона для всей семьи можно воспользоваться специальной таблицей педагогического прикорма при грудном вскармливании.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: за и против

Как и любой новой методики, у педагогического прикорма есть как свои сторонники, так и противники. В основном они сходятся на таких преимуществах этой системы кормления крохи:

  • ребенок с раннего возраста имеет возможность продемонстрировать свой вкус в отношении пищи: ему ничего не навязывается и он кушает лишь те продукты, которые любит;
  • кроха умеет активно жевать, этот навык приобретается намного легче;
  • при педагогическом прикорме малыш не испытывает проблем с аппетитом и всегда с удовольствием кушает;
  • маме намного проще организовать питание для всей семьи и ей не приходится отдельно готовить для своего чада;
  • малыш получает возможность присоединиться к своей семье во время еды, учится поведению за столом и пользованию столовыми приборами, для педагогического прикорма ребенка лучше приобрести специальную пластиковую тарелочку и ложечку. 

Однако у педагогического прикорма есть и свои недостатки:

  • на этапе привыкания к новой пище малыш может подавиться, поэтому за ним нужно очень внимательно следить;
  • за один раз кроха может попробовать несколько продуктов, поэтому очень сложно определить источник аллергии или расстройства пищеварительной системы;
  • вся семья должна отказаться от копченого, жирного, острого и кушать только то, что может привлечь малыша.

Педагогический прикорм: основные правила

Чтобы правильно практиковать педагогический прикорм следует придерживаться таких правил:

  1. Малыш кушает вместе со всеми членами семьи за общим столом. При этот только мама следит за крохой и устанавливает для него правила поведения.
  2. Кроху не стоит уговаривать покушать или как-либо воздействовать на него. Малыш сам должен заинтересоваться пищей и начать пробовать для себя что-то новенькое.
  3. У грудничка должен быть постоянный доступ к маминому молоку, даже за столом.
  4. Если ребенка перестала интересовать пища, и он стал отвлекаться – лучше не заставлять его сидеть за общим столом.
  5. За столом кроха не должен играть или приносить с собой игрушки, все продукты должны быть в поле досягаемости.
  6. Пища не должна перетираться в пюре, а кроха должен кушать сам с помощью столовых приборов.
  7. Во время педагогического прикорма при грудном вскармливании, родители не должны вставать из-за стола раньше, чем ребенок.
  8. Не стоит забывать о восполнении потерянной ребенком жидкости, поэтому если кроха поел твердую пищу ему обязательно стоит предложить специальный поильник с фильтрованной водой. 

Решение о введении педагогического прикорма должно приниматься только на общем семейном совете, ведь всем без исключения нужно будет питаться только здоровой пищей. Малыш при таком виде прикорма имеет возможность лучше проявить свою индивидуальность и самостоятельность.

Однако пищеварительная система крохи может быть не готова к твердой пище, к тому же маме будет сложнее проследить, какая пища вызвала аллергию или расстройство.

Поэтому прежде чем начать практиковать педприкорм, маме и папе стоит взвесить все за и против и лишь, потом принимать какое-либо решение.

 

Источник: https://MyMal.ru/blog/detskoe-pitanie/pedagogicheskiy-prikorm-pri-grudnom-vskarmlivanii

Педприкорм: что это такое и как его организовать

Педагогический прикорм: как правильно организовать

Все мамы когда-нибудь да задумываются о прикорме. Многие продвинутые мамочки слышали такое выражение, как педприкорм. Сегодня сайт для мам supermams.ru подробно расскажет о том, как организовать педприкорм со своим ребенком.

Что такое педприкорм?

Начнем с самого простого: что такое «педприкорм» отличается от привычного всем прикорма пюрешками (педиатрического прикорма)?

Педиатрический прикорм был особенно популярен во всем мире в прошлом веке, да и теперь не сдает своих позиций. Все мы знаем, что детские творожки и пюре – та еда, с которой мы знакомим ребенка в первую очередь. Ребенка отдельно от всех сажают в высокий стульчик и кормят с ложечки.

Основная задача такого прикорма – быстро перевести ребенка на взрослую еду, заменив ею большую часть (а то и все) кормления грудью.  Поэтому ребенка активно кормят.

Схему введения прикорма в виде таблички с возрастом ребенка, продуктами, и граммами вам выдаст любой педиатр, да и поиск в интернете.

В отличие от педиатрического, педприкорм (педагогический, или естественный прикорм) организован совсем по-другому.

Все питательные вещества ребенок по-прежнему получает из грудного молока, но после появления у ребенка пищевого интереса мама дает ему крохотные кусочки еды из своей тарелки.

Перед мамой не стоит задачи впихнуть в ребенка «столько-то граммов», она просто знакомит ребенка и его организм со своей едой.

Чем хорош педприкорм

Педприкорм – прикорм для ленивых мам!

  • Не нужно готовить ребенку еду отдельно от себя
  • Не нужно тратиться на дорогое детское питание
  • Не нужно беспокоиться, что ребенок не поел, и теперь останется голодным, и вообще не вырастет
  • Не нужно трепать себе нервы, что ребенок не съел пюре, на приготовление которого вы угробили полдня и кило продуктов

Кроме того, педприкорм полезен для детей:

  • Ребенок получает микродозы взрослой еды, которые ему гораздо легче переварить с помощью ферментов, которые он получает из материнского молока.
  • Ребенок сразу учится жевать и глотать, и вообще обращаться с кусочками пищи (если кусочек слишком большой, выплюнет)
  • Мусоля кусочки пищи во рту, ребенок пропитывает их слюной, что способствует их дальнейшему перевариванию.
  • У ребенка формируется здоровое отношение к еде и в дальнейшем нет проблем с аппетитом (не переедает, меньше проблем с пищеварительной системой).
  • Ребенок учится самостоятельно есть.

Когда уже можно вводить педприкорм

Вообще, ВОЗ не рекомендует вводить какой бы то ни было прикорм раньше 6 месяцев. Кроме того, критериями введения педприкорма являются:

  • Готовность желудочно-кишечного тракта. У ребенка начинают вырабатываться ферменты для переваривания взрослой пищи. Это проявляется тем, что при попадании в организм ребенка взрослой еды, у него нет отрицательных реакций (учащение или урежение стула, вздутие живота, рвота и аллергические реакции). Кроме того, с выработкой ферментов кал ребенка приобретает неприятный запах, как у взрослых.
  • Готовность головного мозга. Проявляется возникновением пищевого интереса. Ребенок внимательно следит, как кусочки еды исчезают во рту родителей, тянет ручки к еде. Если ребенка можно отвлечь от еды, дав ему ложку или салфетку, это еще не пищевой интерес, а если ребенок четко нацелен именно на еду, и салфетка его не устраивает, можно смело начинать педприкорм.

Как организовать педприкорм?

Организация педприкорма – дело несложное, но, как и организация педиатрического прикорма, отмечает сайт для мам supermams.ru, может потребовать от мамы некоторой самоотверженности и терпения.

  • Каждый раз садясь есть, мама берет с собой за стол ребенка. Поэтому начать лучше с простой еды, с которой она сможет справиться одной рукой (если это кусок мяса, заранее порезать его на кусочки). Кроме того, желательно чтобы на тарелке не было ничего такого, чего мама не могла бы дать ребенку (повод для мамы перейти на здоровую пищу).
  • За столом не должно быть ничего отвлекающего от процесса еды: ни телевизора, ни интернета, ни книг. Ребенок не должен ни на что отвлекаться, тогда снижается риск того, что он подавится, а кроме того, не отвлекаясь, мама сможет внимательнее следить за ребенком и помочь ему, если он откусил слишком большой кусок, или поймать чашку, летящую на пол.
  • Если что-то упало на пол, мама не обращает на это внимания до конца еды. Иначе начнется веселая игра «в собачку»: я кидаю, а мама приносит.
  • Мама-правша сажает ребенка к себе на левую коленку, максимально придвигая его к столу (чтобы если еда будет падать, падала она на стол). Если ребенок еще не сидит, его устраивают на коленях полулежа, придерживая левой рукой. Обе руки ребенка должны быть свободны.
  • Тарелку с едой мама-правша ставит справа от себя так, чтобы ребенок не мог ее достать.
  • Вся еда на тарелке – мамина. Мама ее ест сама, но если ребенок активно просит, она дает маленькие кусочки пищи (микродозы) ребенку. Мама в любой момент может забрать у ребенка еду, в частности, согнув указательный палец крючком, выгрести изо рта ребенка слишком большой кусок, если считает нужным.
  • Чтобы познакомить ребенка с напитками, лучше всего подойдут небольшие пиалообразные чашки (желательно, одинаковые у мамы и ребенка). Если ребенок просит пить, ему дается чашка, в которую налита чайная ложка жидкости, и возможность самостоятельно донести ее до рта. Если вода пролилась, мама вытирает со стола и наливает еще каплю воды, а если ребенок вылил воду целенаправленно, или бросил чашку, больше в этот раз он не получает ни чашки, ни воды.
  • Подозрительные продукты (на которые у мамы аллергия, или на которые ребенок реагировал через грудное молоко) лучше давать в первой половине дня, чтобы проконтролировать реакцию ребенка.
  • По мере освоения ребенком навыков питания, он постепенно переселяется на соседний с мамой стул (можно в детский стульчик), и получает в свое распоряжение отдельную тарелку, на которую мама выкладывает кусочки еды из своей тарелки, а также ложку, а позже и вилку.
  • Если ребенок ест руками, не стоит акцентировать на этом его внимание. Но если он начал есть ложкой или вилкой, обязательно обрадуйтесь и похвалите: «молодец, кушаешь ложкой, как мама!»
  • Если ребенок потерял интерес к еде и начал баловаться – немедленно заберите у него еду и отпустите его на пол.
  • Мама не предлагает ребенку еду, и тем более, не уговаривает его, если он не хочет есть. Ребенок должен быть заинтересован в получении еды больше мамы, прямо-таки добывать себе кусочки.
  • Ребенка также может прикармливать папа, бабушка или другой родственник, но прежде чем дать ребенку кусочек пищи, нужно спросить маму, можно ли. Это нужно, чтобы в дальнейшем ребенок меньше ел без вашего ведома. Это особенно актуально, если у ребенка появится аллергия на какие-либо продукты.

Педприкорм в цифрах

Всем мамам, особенно молодым и неопытным, придают уверенности конкретные цифры. Конечно, введение педприкорма подразумевает отсутствие четко регламентированных сроков, продуктов и доз. Тем не менее, вот основные закономерности.

  • 5,5-6 месяцев – возникает пищевой интерес
  • До 1,5 лет – ребенок и мама едят одну пищу (ребенок ест то же самое, что и мама)
  • Микродоза – объем пищи, умещающийся на кончике ложки, или между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или глоток жидкости
  • До 5 видов продуктов – можно дать ребенку за один прием пищи
  • До 3 микродоз – одного продукта за прием пищи
  • 3-4 недели – даются микропробы нового продукта, мама следит за реакцией ребенка
  • 2 чайные ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком младше 8 месяцев за один прием
  • 2 столовые ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком старше 8 месяцев за один прием
  • После 12-14 месяцев объем съеденного мы не контролируем, ребенок знает свою норму сам
  • С 9 месяцев до 1 года 4 месяцев – усваиваются продукты, богатые белками
  • После 1 года – начинается полноценное усвоение пищи, отличной от грудного молока

И главное, необходимо помнить, что, практикуя педприкорм, мы кормим ребенка грудью, желательно после каждого приема пищи. Все питательные вещества для роста и развития ребенок по-прежнему получает из грудного молока. Мы же создаем ребенку такие условия, в которых он бы научился кормить себя сам взрослой едой.

Автор – Best!Я, сайт supermams.ru – Супермамы

(6 3,33 из 5)
Загрузка…

Источник: https://supermams.ru/pedprikorm.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.